PDA

Просмотр полной версии : Выдержка, диафрагма, глубина резкости и полуавтоматические режимы съемки


WhiteRabbit
09.08.2005, 19:10
Разумеется, эти наброски - не для акул объектива, а для тех, кто только пытается разобраться, где тут надо жать, и, главное, зачем. Конечно, существуют мануалы, учебники, серьезные статьи с оптическими расчетами... Результат прочтения этих талмудов, по моему опыту, почти всегда один и тот же: "А теперь ты мне по-русски объясни!"

Так и возникла объяснялка - "сугубо по-русски и без единой формулы" - опробованная на парочке приятелей, детях и приятелях детей. :p
Пусть здесь полежит - вдруг пригодится кому...

Выдержка, диафрагма, глубина резкости и полуавтоматические режимы съемки для младших научных сотрудников школьного возраста.


Во первых строках этого послания, друг мой, мне придется с прискорбием тебе сообщить, что:
1)Изображение на пленке - или там на светочувствительной матрице цифрового фотоаппарата - зависит от количества света, на нее попавшего. Грубо говоря, это самое количество света называется экспозиция. (отсюда ругательства: недоэксопонированный снимок, когда света на пленку попало слишком мало, снимок темный), и переэкспонированный снимок(или пересвеченный) когда света в фотик попало слишком много и вместо синего неба и зеленой травки на твоей картинке образовались паленые белые пятна.
2)Экспозиция, или количество света, попавшее в твой фотик, зависит от двух факторов: выдержки(времени, в течение которого поступает свет) и диафрагмы(размера дырки, через которую этот свет поступает).
3)Экспозиция при съемке может быть установлена автоматически, полуавтоматически, или вручную.

В автоматическом режиме съемки наши умные машины сами замеряют освещенность и подбирают средненькие значения выдержки и диафрагмы, подходящие для этой освещенности, а в результате получается средненький туристический снимок.

Полностью ручной режим настройки экспозиции мы трогать не будем пока - это развлекуха для продвинутых и просветленных.

А вот полуавтоматические режимы настройки экспозиции - это про нас: и умничать особо не надо, и некая художественность присутствует в процессе. Смысл полуавтоматического режима в том, что ты выбираешь(выставляешь вручную) один параметр(выдержку или диафрагму, а когда и зачем что - сейчас разберемся), а второй додумывает машина, чтобы получилась правильная экспозиция. На примере таблицы умножения: ты просто включил свой фотик, машина померила освещенность, и решила, что экспозиция должна быть шестьдесят четыре. Ты скомандуешь - восемь, машина додумает - восемь, ты скомандуешь - четыре, машина додумает - шестнадцать, и т.д.: 64 выйдет по любому, а ты можешь извращаться в меру своих художественных запросов.

Полуавтоматических режимов всего два: приоритет выдержки(то есть, когда ты командуешь, сколько времени будет поступать свет на матрицу) и приоритет диафрагмы(когда ты командуешь, через какой величины дырку будет поступать свет на матрицу).

Режим Приоритет выдержки, когда ты командуешь временем, важнее всего для съемки движущихся объектов. Тут важно, что именно ты хочешь увидеть на своей картинке. Чем меньше выдержка, тем четче контур движущегося объекта. Чем больше выдержка - тем больше объект "смазывается". На примере небольшого водопадика: с минимальной(к примеру, 1000) выдержкой ты увидишь отдельные летящие капли воды, с максимальной(к примеру,80) - "бороду" из струй на камнях.
Иногда смазывание объекта на больших выдержках используют, как художественный прием для передачи стремительности движения - мотоциклистов во всяких журнальчиках так очень любят снимать, к примеру. Этакие "размазанные в воздухе" мотоциклисты - видел? Пользоваться этим режимом просто, надо только помнить, что выдержку эти извращенцы фотографы считают в дробных долях секунды, в результате 1000 оказывается самой короткой, 250 - чуть подлиннее, 125 - еще длиннее и т.д. Если ты полистаешь возможные значения на своем фотике вниз, к более длительным, ты увидишь, что дробными частями секунды все не ограничиивается, на самом деле выдержка может быть установлена, к примеру, и на 2 целые секунды(скажем, для съемки ночных видов со штатива), но тогда рядом с цифрой виден еще знак ".

Режим Приоритет диафрагмы - ты командуешь, через какого размера отверстие будет поступать свет. Чтобы понять, какое размер отверстия имеет значение для того, как будет проходить свет, представь себе самодельное водяное ружье из, скажем, бутылки от кока-колы. Если дырочку в крышке бутылки сделать маленькой, тоненькой - то при нажатии на бутылку вода будет бить тонкой четкой струей, точно и далеко. Если дырку сделать пошире - вода будет разбрызгиваться и бить широкой струей недалеко, то есть, по выбранному объекту, при некотором навыке, ты попадешь, а по его младшей сестре, прячущейся в десяти шагах за братцем - уже вряд ли, разве что отдельные брызги до нее долетят. С диафрагмой - та же история: чем сильнее закрыта диафрагма(чем выше ее значение), тем отверстие будет меньше. С закрытой диафрагмой ты одинаково ловко попадешь и в соседа, и в его сестру, и еще в собаку Жучку в десяти шагах за сестрой(то есть, все они у тебя окажутся в фокусе). С открытой диафрагмой тебе придется решать: или сосед, или сестра, или собака Жучка - выбранный объект ты обольешь(сфокусируешься на нем) наилучшим образом, зато на все остальные попадут только отдельные брызги(они окажутся не в фокусе). В сущности, это и есть глубина резкости,( или, совсем уж правильно, - глубина резко изображаемого пространства- ГРИП) - сколько разных предметов, находящихся на разном от тебя расстоянии, ты можешь полить водой(получить их четкое изображение) одновременно. Говоря чуть более научно: глубина резко изображаемого пространства(ГРИП) - это такое расстояние впереди и позади объекта, на который ты фокусируешься, на котором другие предметы тоже окажутся в фокусе(то есть, будут обладать четким, резким контуром).

Теперь - о том, как оно работает на практике. Я несколько утрирую - но это для большей наглядности.

Скажем, в твоем распоряжении - солнечная лесная тропинка, белка и девушка.

Белку и девушку сперва ставим в сторонку и фотографируем лесную тропинку с елками вдоль нее.
Причем, отобразить в подробностях эту тропинку хочется, сколько в кадр влезет, отсюда - и до обеда. Закрываем до упора диафрагму. Это дает нам большую глубину резкости, то есть, если ты навел фотик на седьмую елку вдоль тропинки - максимально четко у тебя отобразятся и ближняя к тебе елка, и двенадцатая, а в хорошую погоду(впрочем, мы договорились, что тропинка солнечная) - и тридцать восьмая от тебя елка по счету.

Выпускаем белку. Умная белка лезет на седьмую елку и там застревает в картинной позе. Тебе хочется снять белку в лесу, причем показать, что белка - именно в лесу. Но если ты будешь снимать с полностью закрытой диафрагмой, то в толпе четко видимых елок с первой по тридцать восьмую белка просто потеряется. А хочется ее как-то выделить. Ее - и елку, на которой она сидит. А остальное пусть изображает намек на лес. Ты открываешь диафрагму, скажем, до половины - и получаешь среднюю глубину резкости . Прицеливаешься в седьмую елку с белкой. В фокусе, то бишь, с четко видимым контуром, у тебя будут шестая, седьмая и восьмая елки и белка. Остальные елки - и ближние к тебе, и дальние, выйдут на снимке размытыми, а посему не будут отвлекать на себя внимание зрителя. Они находятся слишком далеко от седьмой елки и белки, чтобы оказаться в фокусе при средней глубине фокусного расстояния.

Выпускаем девушку. Ах, какая девушка. Она идет к седьмой елке, подставляет ладонь, на которую спускается умная белка. Какие, нафиг, елки? Фотографируем милую девушку с белкой - портрет, стало быть. Елки отправляем лесом. Для этого максимально открываем диафрагму. При этом глубина резкости становится минимальной - скажем, тридцать сантиметров перед и тридцать сантиметров за носиком девушки, на который ты нацелил свой фотоаппарат. Соответственно, в фокусе вообще окажутся только девушка и белка, а все, и ближние, и дальние елки сольются в размытый зеленый фон, намекающий на то, что съемка происходила где-то на природе.
Вот, собственно, и вся наука. Извращенцы-фотографы обозначают диафрагму таким образом, что бОльшие значения соответствуют закрытой диафрагме(к примеру, 16), меньшие - открытой( к примеру - 2,4).
На самом деле, конечно, все происходит не настолько резко выраженно, - тем более, на цифровых компактах, - но принцип работы именно такой.

Dimm
10.08.2005, 10:53
WhiteRabbit
маленькое дополнение ;) :

Экспозиция, или количество света, попавшее в твой фотик, зависит от двух факторов: выдержки(времени, в течение которого поступает свет) и диафрагмы(размера дырки, через которую этот свет поступает).
На то, насколько сильно конечная картинка окажеться экспонирована влияет 3-й фактор - чуствительность пленки/матрицы. Если при одинаковых условиях, выдержке и диафрагме увеличить чуствительность - конечная картинка окажется более экспонирована.